Психологические исследования.
Объектом исследования является психическая деятельность субъекта в ситуациях, имеющих юридическое значение, а также сама ситуация, зафиксированная в материализованных источниках информации (документы, описывающие суть дела, жизненный путь человека, его действия, поведение, последствия), документы и материалы, как носители психологической информации (книги, журналы, картинки, товарные знаки, этикетки, компакт-диски, видео-аудио кассеты, плакаты, предметы, символы), а также прочие материальные и нематериальные источники психологической информации.
Предметом исследования являются особенности психической деятельности, процессов, состояний, индивидуальные свойства психически вменяемых лиц, временные (неболезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, а также всевозможная психологическая информация, находящаяся в любых источниках.
Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
1. Установление психологической совместимости детей с каждым их двух родителей, усыновителей, опекунов при определении места жительства ребенка (детей):
- Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка, влияют ли на его психоэмоциональное состояние, его психическое развитие, адаптацию индивидуально-психологические особенности родителей (опекунов), их стиль общения, взаимоотношения, если да, то как?
- Каково отношение несовершеннолетнего к каждому из родителей (опекунов) и между собой?
- Учитывая индивидуально - психологические особенности родителя (опекуна), систему его ценностей, мотивации, присущи ли ему качества, благодаря которым он мог бы обеспечивать полноценное воспитание ребенка?
- Учитывая психологические факторы, каким образом должно осуществляться участие родителей (опекунов) в воспитании ребенка?
- Имеются ли признаки психологического влияния на ребенка со стороны матери, отца, опекуна, каков характер влияния, мотивационные линии поведения каждой из сторон, психологическая характеристика системы взаимоотношений ребенка с каждым из родителей (опекунов)?
2. Психологические исследования, связанные с признанием сделки недействительной:
- Имелись ли у N возрастные и индивидуально-психологические особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли в существенной степени снизить его способность понимать значение своих действий при составлении сделки (завещания)?
- Имелись ли у N черты повышенной внушаемости, подверженности чужому влиянию?
- Имеются ли в представленных материалах данные, характеризующие личность N и его отношения с М, которые бы свидетельствовали о том, что он при оформлении сделки (завещания) находился под психологическим давлением, принуждением?
- Предполагает ли заболевание N состояние повышенной внушаемости, подверженности внешнему влиянию?
- Способен ли был N при наличии имеющихся у него заболеваний отдавать себе отчёт в справедливости своих действий по отношению к другим людям при написании завещания?
- Имеются ли у N психологические особенности, существенно снижающие способность правильно воспринимать угрозу обмана при длительном психологическом воздействии в форме заботы, уговоров, внушения?
- Какова степень доверчивости N? Какова степень волевой сопротивляемости внушению, психологическому нажиму, запугиванию?
- Учитывая психические особенности и состояние N, условия, в которых воспринимались события (длительные уговоры произвести дарение в форме заботы об N и его имуществе), мог ли он правильно воспринимать во времени и критически отнестись к навязываемой опеке (к стремлению М лишить его общения с друзьями, знакомыми, квартирантами), сделать вывод об угрозе своему благополучию?
- В каком психическом состоянии находился N в период, непосредственно предшествующий совершению сделки - договора купли-продажи её квартиры, желал ли он совершить эту сделку, понимал ли существо сделки?
- Каково было психическое состояние N в момент восприятия сделки, совершаемой у нотариуса, мог ли испытуемый правильно воспринимать сделку?
- С учётом психических особенностей N, происходило ли повышение внушаемости в период его общения с М?
3. Психологические исследования, связанные с причинением морального вреда:
- Каковы основные индивидуальные особенности памяти, мышления, воображения, внимания N?
- Имеются ли у N психологические особенности, существенно влияющие на способность правильно воспринимать последствия травмы, события?
- Имеются ли у N психологические особенности в чертах характера, свойства эмоционально-волевой сферы?
- Каково психологическое состояние N в ситуации, составляющей содержание данного дела?
- Учитывая психологические особенности N и его психическое состояние, мог ли он правильно понимать значение нанесенной ему физической травмы?
- Каковы основные психологические (характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные или иные) особенности N?
- Имеются ли у N индивидуально-психологические особенности, а если имеются, то какие, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний наступившего морального вреда?
- В какой мере отразился моральный вред, причиненный N, на основных показателях его психического состояния и деятельности?
- В какой мере отразились действия по причинению смерти М на основных показателях психического состояния и деятельности подэкспертных?
- Имеются ли у испытуемых индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний, связанных с причинением смерти М?
- Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей N, не нанесен ли ей ущерб?
- Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, если имеются, то в чем они выражаются?
- Усиливаются ли у подэкспертных нравственные страдания в связи с постоянным контактом с местом гибели М?
4. Исследование психологического воздействия на человека:
- Может ли оказать / оказало ли (конкретное событие, явление, предметы, высказывания и т.д.) психологическое воздействие (давление, внушение и др., конкретизировать интересующее) на N?
- Имеются ли в представленных материалах признаки манипулятивного, суггестивного или иного воздействия на человека?
- Если да, то каков механизм и цели данного воздействия?
- Может ли информация, содержащаяся в представленных материалах оказывать воздействие, способное ввести человека в состояние не критично оценивать ситуацию, содержание, последствия и т.д.?
- Являются представленные образцы (товарных знаков, упаковки товаров и т.п.) сходными до степени смешения, учитывая восприятие и условия восприятия их человеком?
5. Комплексное психолого-лингвистическое исследование речи (текста) на предмет определения признаков порочащих честь, достоинство, деловую репутацию:
- Содержатся ли в (текстовом сообщении, рекламе, высказываниях и т.д.) иносказания, умолчания, содержащие скрытый смысл и способные умолять честь и достоинство лица (указать конкретное лицо)?
- Какое психологическое воздействие призваны оказать данные материалы (текстовые сообщения, реклама, высказывания и т.д.) ?
Материалы, необходимые для проведения исследования
Для того, чтобы более полно и объективно исследовать особенности психологической составляющей текста, речи, сообщения, поведения и т.д. в рамках определенной ситуации могут потребоваться дополнительные материалы, содержащие информацию об интересующем заказчика событии. При этом, проведении экспертных исследований могут использоваться только те источники информации, которые представляет заказчик (за исключением методических и справочных материалов).
Кроме того, при проведении экспертного исследования в определенных случаях (исследование семейной ситуации, обстоятельств сделки, определение степени переживаний при нанесении морального вреда, оскорблений) необходимо обеспечить возможность беседы эксперта с лицом, в отношении которого проводится исследование, в целях его экспериментально-психологического исследования.
От полноты и достаточности представляемых на исследование материалов зависят: возможность решения в категоричной форме, вопросов, поставленных заказчиком, а также сроки проведения исследования.
Приведенный выше перечень вопросов является примерным и будет уточняться при заключении договора. При этом, заказчику (частному и юридическому лицу) может быть отказано в проведении экспертного исследования в случае, если оно связано с нарушением прав и свобод граждан.
Следует обращать внимание, что к компетенции судебно-психологического экспертного исследования не относятся вопросы правового характера. Эксперт не вправе решать вопросы:
- касающиеся правовой оценки деяния и показания конкретного лица (установление соответствия показаний действительности, фактов виновности/невиновности и вменяемости/невменяемости);
- о констатации морального вреда.
Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.