Наверх

Автотехнические экспертизы.

 

Объекты:

  • автомототранспорт, городской электротранспорт,  трактора  и иные самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты,  детали и следы на них;
  • место ДТП (дорога, поле и иные  места,  где  осуществляется движение транспортных средств);
  • материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Экспертизы выполняются в рамках следующих специальностей:

Исследование обстоятельств  ДТП.

Вопросы:

  1.  Какова была скорость движения ТС до ДТП по следам торможения?
  2.  Какова длина тормозного, остановочного пути ТС в заданной дорожной ситуации?
  3.  Какой должен быть боковой интервал между движущимися в попутном (встречном) направлении ТС?
  4.  Какова должна была быть допустимая дистанция между ТС движущимися в попутном направлении?
  5.  Какова допустимая скорость движения ТС по условиям видимости дороги?
  6.  Имел ли техническую возможность водитель ТС предотвратить столкновение (наезд на пешехода, опрокидывание ТС, занос ТС и т.д.)?
  7.  Располагал ли технической возможностью водитель а/м....,движущийся со скоростью....км/час, произвести беспрепятственный обгон а/м..., движущегося со скоростью...км/час, при наличии встречного а/м..., движущегося со скоростью....км/час, если в момент выезда для обгона расстояние между встречными ТС было ...м?

Исследование соответствия действий водителей ТС требованиям ПДД.

 

Вопросы:

  1.  Как в соответствии с ПДД РФ должны были действовать водители в данной дорожно-транспортной ситуации?
  2.  Соответствовали ли действия водителей ТС требованиям ПДД?
  3.  Имеется ли причинная связь между установленными судом фактическими действиями водителя по управлению ТС и техническими последствиями происшествия (столкновением, опрокидыванием, наездом)?
  4.  Какой из водителей ТС создал аварийную ситуацию?

Примечание: данные вопросы могут быть поставлены на разрешение экспертов только в случае наличия полной совокупности исходных данных, позволяющей провести все необходимые расчеты, раскрывающие полную картину ДТП.

 

Особенности подготовки материалов.

 

Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы должно содержать в себе:

  1.  Краткую фабулу дорожно-транспортного происшествия.
  2.  Дорожные условия:
    •  тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
    •  состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или баз таковой, гололед);
    •  состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры подлине, ширине, глубине, высоте);
    •  продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
    •  величина радиуса закругления поворота дороги в метрах;
    •  размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
    •  наличие дорожных знаков и их расположение;
    •  наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительной обочин, тротуаров;
    •  зоны осыпи осколков стекла, грязи, пластмассы должны быть зафиксированы по ширине и длине; должна быть указана плотность рассеивания (где скопление мелких, а где крупных частиц и осколков);
    •  все размеры на месте ДТП по обоим осям должны быть отмерены от края проезжей части дороги;
    •  установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, односторонне с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.).
  3.  Наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина, при наличии видимых следов торможения (юза) должно быть указано, от каких колес они оставлены и их длина от начала следа торможения до соответствующего колеса.
  4.  Конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги и длины следа торможения или другим следам ТС.
  5.  Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар и т.д.).
  6.  Условия видимости, в метрах, с рабочего места водителя, проезжей части в направлении движения ТС. Если происшествие было в условиях ограниченной видимости, то с каким светом фар двигались ТС. При наезде (столкновении) в темное время суток необходимо, кроме видимости в направлении движения проезжей части, указать расстояние, с которого водитель мог различить пешехода или неподвижное препятствие – устанавливается путем следственного эксперимента.
  7.  Скорость движения ТС (указывается, когда отсутствуют следы торможения до полной остановки и не представляется возможным определение ее аналитическим путем).
  8.  Марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров).
  9.  Темп движения пешехода (шаг – медленный, спокойный, быстрый; бег – спокойный, быстрый).
  10.  Траектория движения пешехода относительно направления перемещения ТС (слева направо, справа налево, в попутном или во встречном направлении).
  11. . Расстояние, которое преодолел пешеход (ТС) от места наезда (столкновения) с того момента, когда водитель должен был принимать меры к снижению скорости движения (расстояние, на котором возник момент опасности для водителя, пользующегося преимущественным правом проезда).
  12.  Применял ли водитель торможение перед моментом наезда (столкновения), если применял, то какое расстояние проследовало транспортное средство в заторможенном состоянии до или после момента наезда (столкновения) до полной остановки.
  13.  Какой частью ТС произошел наезд на пешехода, указать на нем место расположения контакта с пешеходом от конца бампера (или заднего угла) по длине ТС или ширине.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

 

 Исследование технического состояния ТС.

 

Вопросы:

  1.  Имеются ли неисправности в рулевой, тормозной системах, ходовой части представленного на исследование автомобиля?
  2.  Какова причина и время образования обнаруженных неисправностей в ТС (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
  3.  Имеется ли причинная связь между обнаруженными техническими неисправностями ТС и событием ДТП (столкновением, наездом и т.п.)?
  4.  Имел ли водитель ТС техническую возможность предотвратить ДТП при том техническом состоянии, в котором находилось ТС в момент происшествия?
  5.  Мог ли водитель ТС своевременно обнаружить данные неисправности?

 

Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП
(транспортно-трасологическая диагностика).

 

Объекты:

  •  следы на транспортных средствах, на объектах, с которыми происходил контакт ТС при ДТП и т.п.;
  •  материалы дела и вещественные доказательства.

Задачи:

  1. Исследование механизма происшествия при столкновении ТС и наезде на пешехода.
    Вопросы:
    •  Где относительно границ проезжей части имело место столкновение ТС или наезд ТС на потерпевшего?
    •  Как располагались ТС относительно границ проезжей части в момент столкновения?
    •  В каком состоянии, покоя или движения находился а/м в момент столкновения?
    •  Каков механизм столкновения (наезда)?
    •  На какой полосе произошло столкновение?
    •  Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения?
    •  С какого положения на проезжей части начал выполнять маневр левого (правого) поворота а/м ?
    •  Какой из а/м непосредственно перед столкновением изменил траекторию своего прямолинейного движения?
  2.  Установление родовой (групповой) принадлежности транспортного средства или его части по оставленным следам.
    Вопросы:
    •  К какому типу (марке, модели) относится ТС, оставившее следы на месте ДТП?
    •  Какими колесами (передними или задними, правыми или левыми)данной автомашины образованы следы на одежде потерпевшего?
    •  На автомобиль какой марки и модели устанавливаются узлы и детали, отделившиеся части которых обнаружены на месте происшествия?
  3. Идентификация транспортного средства по следам.
    Вопросы:
    •  Не образован ли след (на месте происшествия, одежде потерпевшего и т.п.) представленной автомашиной?
    •  Не образованы ли повреждения на автомобиле марки... частями и деталями автомобиля марки....?
    •  Не составляли ли ранее единое целое отделившиеся части, обнаруженные на месте происшествия, с узлами и деталями, изъятыми с автомобиля марки ....?

Особенности подготовки материалов.

 

На экспертизу представляют:

  •  определение о назначении транспортно-трасологической экспертизы в котором изложены обстоятельства ДТП, все имеющиеся подробности, факты, результаты следственных экспериментов, проведенных экспертиз и др.;
  •  транспорт, участвовавший в дорожно-транспортном происшествии, агрегаты, узлы или детали, в том виде, какой они имели непосредственно после происшествия;
  •  протокол и схема к протоколу осмотра места ДТП, в которых указаны все размеры оставшихся на месте ДТП следов, зоны осыпи осколков стекла, грязи, частей ТС;
  •  фотоснимки места ДТП;
  •  протоколы осмотра ТС и следственных экспериментов.

Основные требования к составлению схем к протоколу осмотра места ДТП:

  •  все размеры должны фиксироваться и отмечаться на схеме в прямоугольной системе координат;
  •  все элементы вещной обстановки места ДТП должны быть о возможности отображены на схеме в одном масштабе и иметь размерные привязки относительно друг друга;
  •  каждая точка на плоскости (на схеме) должна иметь минимум две координаты (одна по оси абсцисс, другая по оси ординат); предмет, имеющий определенные габариты на плоскости (на схеме), должен иметь минимум три координаты (одна по одной оси, две по другой); дугообразные следы должны быть поделены на участки и иметь несколько размеров; у следов неправильной формы должны иметься привязки начала, конца и места перегибов;
  •  замеры должны быть выполнены от колес ТС, а не от углов;
  •  все протяженные следы должны иметь на схеме длину;
  •  зоны осыпи осколков стекла, грязи, пластмассы должны быть зафиксированы по ширине и длине; должна быть указана плотность рассеивания (где скопление мелких, а где крупных части и осколков);
  •  все размеры на месте ДТП по обоим осям должны быть отмерены от края проезжей части дороги.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

 

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

 

Объекты:

  •  участок дороги на месте дорожно-транспортного происшествия;
  •  участок местности, по которому осуществляется движение;
  •  детали и механизмы ТС, взаимодействующие с дорогой;
  •  материалы дела и вещественные доказательства.

Задачи:

  1. Исследование состояния дороги на месте ДТП.
    Вопросы:
    •  Каково состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка за пределами дорожного полотна на месте происшествия?
    •  Какова величина уклона (подъема) в продольном и поперечном направлениях дороги, где произошло ДТП?
    •  Каков радиус закругления и угол поворота участка дороги, где произошло данное ДТП?
  2. Определение соответствия (несоответствия) фактических данных квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации.
    Вопросы:
    •  Соответствует ли состояние дорожного покрытия требованиям эксплуатационного состояния безопасности дорожного движения?
    •  Соответствовало ли состояние перекрестка в месте ДТП требованиям, предъявляемым к эксплуатационному состоянию автомобильных дорого и улиц, допускаемому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения?
    •  Соответствует ли требованиям ГОСТа установка дорожных знаков на участке дороги, где произошло ДТП?
    •  Соответствовала ли указанным дорожным условиям и пределам видимости дороги избранная водителем ТС скорость движения?
    •  По какому СниПу принималась дорога, в том числе тип асфальтного покрытия, ширина и обустройство дороги в районе места ДТП?
  3.  Установление возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (дорожных знаков и т.п.) и других обстоятельств, связанных с особенностями дороги и окружающей среды?
    Вопросы:
    •  Имел ли водитель ТС техническую возможность предотвратить ДТП с учетом наличия на проезжей части выбоины размерами …..?
    •  Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить столкновение с препятствием в условиях гололеда?
    •  При какой минимальной скорости движения автомобиля могло произойти ДТП по причине несоответствия состояния дороги нормативным требованиям?
  4.  Установление обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП?
    Вопросы:
    •  Могли ли послужить причиной ДТП несоответствия дороги ГОСТу?
    •  Не послужила ли выбоина на проезжей части глубиной …. см, причиной выезда ТС на полосу встречного движения?
    •  Могло ли послужить причиной ДТП отсутствие или неправильное установление дорожных знаков в месте ДТП?
    •  Явились ли причиной опрокидывания ТС дорожные условия, если да, то какое влияние они оказали?
    •  Разрешается ли эксплуатация незаконченных строительством автомобильных дорог согласно существующим нормам и правилам, если да, то в каких случаях?

Особенности подготовки материалов.

 

На экспертизу предоставляют:

  1.  определение о назначении автодорожной экспертизы, в котором изложены обстоятельства ДТП, все имеющиеся подробности, факты, результаты экспериментов, а именно, дорожные условия:
    • тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
    •  состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или без таковой, гололед);
    •  состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры по длине, ширине, глубине, высоте);
    •  продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
    •  величина радиуса закругления поворота дороги в метрах или угол поворота в градусах;
    •  размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
    •  наличие дорожных знаков и их расположение;
    •  наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительно обочин, тротуаров;
    •  установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, одностороннее с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.);
    •  наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина;
    •  конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги;
    •  освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар ТС и т.д.);
    •  марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров);
  2.  протокол и схема к протоколу осмотра места ДТП, в которых указаны все размеры оставшихся на месте ДТП следов, зоны осыпи стекла, грязи, частей ТС; протоколы осмотра ТС и следственных экспериментов, фотоснимки места ДТП;
  3.  рабочую документацию автомобильной дороги места ДТП, акты государственной приемки в эксплуатацию дороги.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

 

Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки

 

Предметом автотехнической экспертизы по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» являются фактические данные:

  •  о стоимости КТС (колесного транспортного средства), их составных частей (в том числе о стоимости поврежденных КТС, стоимости годных остатков КТС);
  •  о номенклатуре, характере, объеме повреждений КТС, их составных частей (при необходимости, с установлением причинной связи их возникновения с событием происшествия);
  •  об операциях технологических процессов восстановительного ремонта КТС;
  •  о стоимости ремонтных работ по восстановлению поврежденного КТС и его составных частей, стоимости материалов и запасных частей, используемых при ремонте (стоимость восстановительного ремонта);
  •  о размере материального ущерба, причиненного владельцу КТС вследствие его повреждения;
  •  о размере утраты товарной стоимости КТС;
  •  о годе выпуска КТС, календарной дате изготовления его составных частей;
  •  о комплектности и укомплектованности КТС согласно нормативно-технической документации его изготовителя;
  •  о типе, марке, модели, версии КТС;
  •  о типе, мощности и рабочем объеме двигателя, типе кузова, других технических показателях КТС;
  •  о соответствии характеристик (в том числе типе) КТС коду товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.

Задачи,которые решает САТЭ (судебная автотехническая экспертиза) по специальности 13.4, могут быть разделены на три направления:

  1.  определение стоимости КТС;
  2.  определение стоимости восстановительного ремонта и (или) материального ущерба, причиненного владельцу поврежденного КТС;
  3.  другие задачи (как правило, задачи, являющиеся промежуточным этапом расчета стоимости КТС или стоимости восстановительного ремонта или причиненного материального ущерба: определения характеристик КТС и (или) его составных частей, определение характера и объема повреждений и т.д.).

Объектами автотехнической экспертизы по специальности 13.4 являются КТС и его составные части, а также документы, свидетельствующие о повреждении КТС, выполненном ремонте, другие материалы, по которым возможно установить связь рассматриваемых фактов с событием происшествия. В частности, к таким документам относятся:

  •  регистрационные документы на КТС;
  •  заказ-наряд на выполнение ремонтно-восстановительных работ на СТОА (станция технического обслуживания автомобилей);
  •  чек или товарная накладная на приобретение составных частей КТС;
  •  сервисная книжка;
  •  диагностическая карта;
  •  фотографии поврежденных КТС;
  •  видеоматериалы;
  •  акты осмотра КТС;
  •  данные изготовителей КТС и их авторизованных ремонтников;
  •  справка о ДТП (дорожно-транспортном происшествии);
  •  протоколы;
  •  схемы места происшествия;
  •  объяснения водителей согласно представленным документам и прочее.

Формулировка вопросов по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки:

  1.  Какова рыночная стоимость КТС, его составных частей (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
  2.  Какова стоимость восстановительного ремонта КТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
  3.  Каков размер величины утраты товарной стоимости КТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)?
  4.  Какова стоимость годных остатков КТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
  5.  Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу КТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель КТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое привело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
  6.  Какова дата выпуска данного ТС (дата изготовления его составной части)?
  7.  Возможно ли провести ремонтно-восстановительные работы поврежденного ТС (его составных частей)? Если возможно, то какой объем, характер и стоимость этих работ на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)?
  8.  Отвечают ли выполненные ремонтно-восстановительные работы нормативным требованиям?
  9.  Какие повреждения были получены ТС в данном ДТП или при иных обстоятельствах?
  10.  Каковы характер и причины возникновения технических повреждений ТС?
  11.  Имеется ли причинно-следственная связь между событием ДТП и возникшими повреждениями ТС?

Весь список вопросов в постановлении приводить не следует. В постановлении необходимо указывать только те вопросы, решение которых необходимо.

 

Особенности подготовки материалов, объектов исследования

Для решения поставленных вопросов эксперту на исследование предоставляются КТС и его регистрационные документы, материалы расследования события, приведшего к возникновению ущерба, или гражданского дела, а также документы, в которых зафиксированы другие исходные данные, необходимые для решения поставленных вопросов.

Осмотр КТС может не проводиться только в случае, когда органом (должностным лицом), назначившим экспертизу, в постановлении/определении указано на условие проведения исследования только по представленным документам (материалам), либо когда эксперт находит проведение осмотра нецелесообразным и аргументирует такую нецелесообразность в своем заключении.

Организация осмотра КТС предусматривает решение заказчиком экспертизы (экспертного исследования) следующих вопросов: доставки эксперта к месту осмотра и обратно, обеспечения беспрепятственного доступа к объекту и безопасных условий для натурного исследования (достаточное освещение, возможность осмотра КТС с разных сторон, частичная разборка КТС и установка его на подъемник при необходимости и др.). Транспортное средство должно представляться на осмотр чистым и сухим.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

©2011 ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России. Все права защищены.