Автотехнические экспертизы.
Объекты:
- автомототранспорт, городской электротранспорт, трактора и иные самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали и следы на них;
- место ДТП (дорога, поле и иные места, где осуществляется движение транспортных средств);
- материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Экспертизы выполняются в рамках следующих специальностей:
- Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП);
- исследование технического состояния транспортных средств (ТС);
- исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП ;
- исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки.
Исследование обстоятельств ДТП.
Вопросы:
- Какова была скорость движения ТС до ДТП по следам торможения?
- Какова длина тормозного, остановочного пути ТС в заданной дорожной ситуации?
- Какой должен быть боковой интервал между движущимися в попутном (встречном) направлении ТС?
- Какова должна была быть допустимая дистанция между ТС движущимися в попутном направлении?
- Какова допустимая скорость движения ТС по условиям видимости дороги?
- Имел ли техническую возможность водитель ТС предотвратить столкновение (наезд на пешехода, опрокидывание ТС, занос ТС и т.д.)?
- Располагал ли технической возможностью водитель а/м....,движущийся со скоростью....км/час, произвести беспрепятственный обгон а/м..., движущегося со скоростью...км/час, при наличии встречного а/м..., движущегося со скоростью....км/час, если в момент выезда для обгона расстояние между встречными ТС было ...м?
Исследование соответствия действий водителей ТС требованиям ПДД.
Вопросы:
- Как в соответствии с ПДД РФ должны были действовать водители в данной дорожно-транспортной ситуации?
- Соответствовали ли действия водителей ТС требованиям ПДД?
- Имеется ли причинная связь между установленными судом фактическими действиями водителя по управлению ТС и техническими последствиями происшествия (столкновением, опрокидыванием, наездом)?
- Какой из водителей ТС создал аварийную ситуацию?
Примечание: данные вопросы могут быть поставлены на разрешение экспертов только в случае наличия полной совокупности исходных данных, позволяющей провести все необходимые расчеты, раскрывающие полную картину ДТП.
Особенности подготовки материалов.
Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы должно содержать в себе:
- Краткую фабулу дорожно-транспортного происшествия.
- Дорожные условия:
- тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
- состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или баз таковой, гололед);
- состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры подлине, ширине, глубине, высоте);
- продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
- величина радиуса закругления поворота дороги в метрах;
- размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
- наличие дорожных знаков и их расположение;
- наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительной обочин, тротуаров;
- зоны осыпи осколков стекла, грязи, пластмассы должны быть зафиксированы по ширине и длине; должна быть указана плотность рассеивания (где скопление мелких, а где крупных частиц и осколков);
- все размеры на месте ДТП по обоим осям должны быть отмерены от края проезжей части дороги;
- установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, односторонне с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.).
- Наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина, при наличии видимых следов торможения (юза) должно быть указано, от каких колес они оставлены и их длина от начала следа торможения до соответствующего колеса.
- Конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги и длины следа торможения или другим следам ТС.
- Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар и т.д.).
- Условия видимости, в метрах, с рабочего места водителя, проезжей части в направлении движения ТС. Если происшествие было в условиях ограниченной видимости, то с каким светом фар двигались ТС. При наезде (столкновении) в темное время суток необходимо, кроме видимости в направлении движения проезжей части, указать расстояние, с которого водитель мог различить пешехода или неподвижное препятствие – устанавливается путем следственного эксперимента.
- Скорость движения ТС (указывается, когда отсутствуют следы торможения до полной остановки и не представляется возможным определение ее аналитическим путем).
- Марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров).
- Темп движения пешехода (шаг – медленный, спокойный, быстрый; бег – спокойный, быстрый).
- Траектория движения пешехода относительно направления перемещения ТС (слева направо, справа налево, в попутном или во встречном направлении).
- . Расстояние, которое преодолел пешеход (ТС) от места наезда (столкновения) с того момента, когда водитель должен был принимать меры к снижению скорости движения (расстояние, на котором возник момент опасности для водителя, пользующегося преимущественным правом проезда).
- Применял ли водитель торможение перед моментом наезда (столкновения), если применял, то какое расстояние проследовало транспортное средство в заторможенном состоянии до или после момента наезда (столкновения) до полной остановки.
- Какой частью ТС произошел наезд на пешехода, указать на нем место расположения контакта с пешеходом от конца бампера (или заднего угла) по длине ТС или ширине.
Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.
Исследование технического состояния ТС.
Вопросы:
- Имеются ли неисправности в рулевой, тормозной системах, ходовой части представленного на исследование автомобиля?
- Какова причина и время образования обнаруженных неисправностей в ТС (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
- Имеется ли причинная связь между обнаруженными техническими неисправностями ТС и событием ДТП (столкновением, наездом и т.п.)?
- Имел ли водитель ТС техническую возможность предотвратить ДТП при том техническом состоянии, в котором находилось ТС в момент происшествия?
- Мог ли водитель ТС своевременно обнаружить данные неисправности?
Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП
(транспортно-трасологическая диагностика).
Объекты:
- следы на транспортных средствах, на объектах, с которыми происходил контакт ТС при ДТП и т.п.;
- материалы дела и вещественные доказательства.
Задачи:
- Исследование механизма происшествия при столкновении ТС и наезде на пешехода.
Вопросы:- Где относительно границ проезжей части имело место столкновение ТС или наезд ТС на потерпевшего?
- Как располагались ТС относительно границ проезжей части в момент столкновения?
- В каком состоянии, покоя или движения находился а/м в момент столкновения?
- Каков механизм столкновения (наезда)?
- На какой полосе произошло столкновение?
- Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения?
- С какого положения на проезжей части начал выполнять маневр левого (правого) поворота а/м ?
- Какой из а/м непосредственно перед столкновением изменил траекторию своего прямолинейного движения?
- Установление родовой (групповой) принадлежности транспортного средства или его части по оставленным следам.
Вопросы:- К какому типу (марке, модели) относится ТС, оставившее следы на месте ДТП?
- Какими колесами (передними или задними, правыми или левыми)данной автомашины образованы следы на одежде потерпевшего?
- На автомобиль какой марки и модели устанавливаются узлы и детали, отделившиеся части которых обнаружены на месте происшествия?
- Идентификация транспортного средства по следам.
Вопросы:- Не образован ли след (на месте происшествия, одежде потерпевшего и т.п.) представленной автомашиной?
- Не образованы ли повреждения на автомобиле марки... частями и деталями автомобиля марки....?
- Не составляли ли ранее единое целое отделившиеся части, обнаруженные на месте происшествия, с узлами и деталями, изъятыми с автомобиля марки ....?
Особенности подготовки материалов.
На экспертизу представляют:
- определение о назначении транспортно-трасологической экспертизы в котором изложены обстоятельства ДТП, все имеющиеся подробности, факты, результаты следственных экспериментов, проведенных экспертиз и др.;
- транспорт, участвовавший в дорожно-транспортном происшествии, агрегаты, узлы или детали, в том виде, какой они имели непосредственно после происшествия;
- протокол и схема к протоколу осмотра места ДТП, в которых указаны все размеры оставшихся на месте ДТП следов, зоны осыпи осколков стекла, грязи, частей ТС;
- фотоснимки места ДТП;
- протоколы осмотра ТС и следственных экспериментов.
Основные требования к составлению схем к протоколу осмотра места ДТП:
- все размеры должны фиксироваться и отмечаться на схеме в прямоугольной системе координат;
- все элементы вещной обстановки места ДТП должны быть о возможности отображены на схеме в одном масштабе и иметь размерные привязки относительно друг друга;
- каждая точка на плоскости (на схеме) должна иметь минимум две координаты (одна по оси абсцисс, другая по оси ординат); предмет, имеющий определенные габариты на плоскости (на схеме), должен иметь минимум три координаты (одна по одной оси, две по другой); дугообразные следы должны быть поделены на участки и иметь несколько размеров; у следов неправильной формы должны иметься привязки начала, конца и места перегибов;
- замеры должны быть выполнены от колес ТС, а не от углов;
- все протяженные следы должны иметь на схеме длину;
- зоны осыпи осколков стекла, грязи, пластмассы должны быть зафиксированы по ширине и длине; должна быть указана плотность рассеивания (где скопление мелких, а где крупных части и осколков);
- все размеры на месте ДТП по обоим осям должны быть отмерены от края проезжей части дороги.
Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.
Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
Объекты:
- участок дороги на месте дорожно-транспортного происшествия;
- участок местности, по которому осуществляется движение;
- детали и механизмы ТС, взаимодействующие с дорогой;
- материалы дела и вещественные доказательства.
Задачи:
- Исследование состояния дороги на месте ДТП.
Вопросы:- Каково состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка за пределами дорожного полотна на месте происшествия?
- Какова величина уклона (подъема) в продольном и поперечном направлениях дороги, где произошло ДТП?
- Каков радиус закругления и угол поворота участка дороги, где произошло данное ДТП?
- Определение соответствия (несоответствия) фактических данных квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации.
Вопросы:- Соответствует ли состояние дорожного покрытия требованиям эксплуатационного состояния безопасности дорожного движения?
- Соответствовало ли состояние перекрестка в месте ДТП требованиям, предъявляемым к эксплуатационному состоянию автомобильных дорого и улиц, допускаемому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения?
- Соответствует ли требованиям ГОСТа установка дорожных знаков на участке дороги, где произошло ДТП?
- Соответствовала ли указанным дорожным условиям и пределам видимости дороги избранная водителем ТС скорость движения?
- По какому СниПу принималась дорога, в том числе тип асфальтного покрытия, ширина и обустройство дороги в районе места ДТП?
- Установление возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (дорожных знаков и т.п.) и других обстоятельств, связанных с особенностями дороги и окружающей среды?
Вопросы:- Имел ли водитель ТС техническую возможность предотвратить ДТП с учетом наличия на проезжей части выбоины размерами …..?
- Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить столкновение с препятствием в условиях гололеда?
- При какой минимальной скорости движения автомобиля могло произойти ДТП по причине несоответствия состояния дороги нормативным требованиям?
- Установление обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП?
Вопросы:- Могли ли послужить причиной ДТП несоответствия дороги ГОСТу?
- Не послужила ли выбоина на проезжей части глубиной …. см, причиной выезда ТС на полосу встречного движения?
- Могло ли послужить причиной ДТП отсутствие или неправильное установление дорожных знаков в месте ДТП?
- Явились ли причиной опрокидывания ТС дорожные условия, если да, то какое влияние они оказали?
- Разрешается ли эксплуатация незаконченных строительством автомобильных дорог согласно существующим нормам и правилам, если да, то в каких случаях?
Особенности подготовки материалов.
На экспертизу предоставляют:
- определение о назначении автодорожной экспертизы, в котором изложены обстоятельства ДТП, все имеющиеся подробности, факты, результаты экспериментов, а именно, дорожные условия:
- тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
- состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или без таковой, гололед);
- состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры по длине, ширине, глубине, высоте);
- продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
- величина радиуса закругления поворота дороги в метрах или угол поворота в градусах;
- размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
- наличие дорожных знаков и их расположение;
- наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительно обочин, тротуаров;
- установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, одностороннее с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.);
- наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина;
- конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги;
- освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар ТС и т.д.);
- марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров);
- протокол и схема к протоколу осмотра места ДТП, в которых указаны все размеры оставшихся на месте ДТП следов, зоны осыпи стекла, грязи, частей ТС; протоколы осмотра ТС и следственных экспериментов, фотоснимки места ДТП;
- рабочую документацию автомобильной дороги места ДТП, акты государственной приемки в эксплуатацию дороги.
Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.
Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Предметом автотехнической экспертизы по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» являются фактические данные:
- о стоимости КТС (колесного транспортного средства), их составных частей (в том числе о стоимости поврежденных КТС, стоимости годных остатков КТС);
- о номенклатуре, характере, объеме повреждений КТС, их составных частей (при необходимости, с установлением причинной связи их возникновения с событием происшествия);
- об операциях технологических процессов восстановительного ремонта КТС;
- о стоимости ремонтных работ по восстановлению поврежденного КТС и его составных частей, стоимости материалов и запасных частей, используемых при ремонте (стоимость восстановительного ремонта);
- о размере материального ущерба, причиненного владельцу КТС вследствие его повреждения;
- о размере утраты товарной стоимости КТС;
- о годе выпуска КТС, календарной дате изготовления его составных частей;
- о комплектности и укомплектованности КТС согласно нормативно-технической документации его изготовителя;
- о типе, марке, модели, версии КТС;
- о типе, мощности и рабочем объеме двигателя, типе кузова, других технических показателях КТС;
- о соответствии характеристик (в том числе типе) КТС коду товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.
Задачи,которые решает САТЭ (судебная автотехническая экспертиза) по специальности 13.4, могут быть разделены на три направления:
- определение стоимости КТС;
- определение стоимости восстановительного ремонта и (или) материального ущерба, причиненного владельцу поврежденного КТС;
- другие задачи (как правило, задачи, являющиеся промежуточным этапом расчета стоимости КТС или стоимости восстановительного ремонта или причиненного материального ущерба: определения характеристик КТС и (или) его составных частей, определение характера и объема повреждений и т.д.).
Объектами автотехнической экспертизы по специальности 13.4 являются КТС и его составные части, а также документы, свидетельствующие о повреждении КТС, выполненном ремонте, другие материалы, по которым возможно установить связь рассматриваемых фактов с событием происшествия. В частности, к таким документам относятся:
- регистрационные документы на КТС;
- заказ-наряд на выполнение ремонтно-восстановительных работ на СТОА (станция технического обслуживания автомобилей);
- чек или товарная накладная на приобретение составных частей КТС;
- сервисная книжка;
- диагностическая карта;
- фотографии поврежденных КТС;
- видеоматериалы;
- акты осмотра КТС;
- данные изготовителей КТС и их авторизованных ремонтников;
- справка о ДТП (дорожно-транспортном происшествии);
- протоколы;
- схемы места происшествия;
- объяснения водителей согласно представленным документам и прочее.
Формулировка вопросов по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки:
- Какова рыночная стоимость КТС, его составных частей (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
- Какова стоимость восстановительного ремонта КТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
- Каков размер величины утраты товарной стоимости КТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)?
- Какова стоимость годных остатков КТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
- Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу КТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель КТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое привело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость, в случае если заказчиком не указана дата – расчет производится на момент проведения экспертизы или исследования)?
- Какова дата выпуска данного ТС (дата изготовления его составной части)?
- Возможно ли провести ремонтно-восстановительные работы поврежденного ТС (его составных частей)? Если возможно, то какой объем, характер и стоимость этих работ на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)?
- Отвечают ли выполненные ремонтно-восстановительные работы нормативным требованиям?
- Какие повреждения были получены ТС в данном ДТП или при иных обстоятельствах?
- Каковы характер и причины возникновения технических повреждений ТС?
- Имеется ли причинно-следственная связь между событием ДТП и возникшими повреждениями ТС?
Весь список вопросов в постановлении приводить не следует. В постановлении необходимо указывать только те вопросы, решение которых необходимо.
Особенности подготовки материалов, объектов исследования
Для решения поставленных вопросов эксперту на исследование предоставляются КТС и его регистрационные документы, материалы расследования события, приведшего к возникновению ущерба, или гражданского дела, а также документы, в которых зафиксированы другие исходные данные, необходимые для решения поставленных вопросов.
Осмотр КТС может не проводиться только в случае, когда органом (должностным лицом), назначившим экспертизу, в постановлении/определении указано на условие проведения исследования только по представленным документам (материалам), либо когда эксперт находит проведение осмотра нецелесообразным и аргументирует такую нецелесообразность в своем заключении.
Организация осмотра КТС предусматривает решение заказчиком экспертизы (экспертного исследования) следующих вопросов: доставки эксперта к месту осмотра и обратно, обеспечения беспрепятственного доступа к объекту и безопасных условий для натурного исследования (достаточное освещение, возможность осмотра КТС с разных сторон, частичная разборка КТС и установка его на подъемник при необходимости и др.). Транспортное средство должно представляться на осмотр чистым и сухим.
Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.