Наверх

Бухгалтерские экспертизы.

 

Объекты:

  • первичные бухгалтерские документы, непосредственно отражающие хозяйственные операции (приходные и расходные накладные, кассовые ордера, счета-фактуры и др.);
  •  документы фактических проверок материальных ценностей и денежных средств (акты приемки-передачи, инвентаризации со сличительными ведомостями и др.);
  •  сводные бухгалтерские документы, обобщающие операции по однородным первичным документам (товарные, кассовые, авансовые отчеты, учетные регистры и др.).

Задачи:

  •  обстоятельств, способствующих снижению контрольных функций бухгалтерского учета. выявление учетных несоответствий в данных о хозяйственных операциях, отраженных в первичных документах учета, бухгалтерских регистрах и отчетности, величины учетных расхождений, механизма их образования и влияния на количественные и стоимостные показатели, характеризующие финансово-экономическую деятельность;
  •  установление обстоятельств, связанных с исследованием документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей, поступления и выбытия денежных средств;
  •  определение соответствия (несоответствия) порядка учета хозяйственных средств и операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам, установление обстоятельств, затрудняющих выявление в бухгалтерском учете данных, свидетельствующих о недостачах, излишках, необоснованном расходовании хозяйственных средств, дебиторской задолженности и иных отрицательных экономических последствиях.

Вопросы:

  1.  Какой суммой исчисляется по документальным данным недостача, образовавшаяся у кассира в таком-то периоде?
  2.  В каком размере исчисляются по документальным данным образовавшиеся в конкретном периоде на складе излишки (недостача) товаров определенных наименований?
  3.  Какую сумму из выплаченной в данном периоде заработной платы составила зарплата, начисленная по завышенным, согласно заключению строительно-технической экспертизы, объемам выполненных в исследуемом периоде работ?
  4.  Надлежащим ли образом оформлено документами отраженное в бухгалтерском учете списание данных товаров (например, в виду их порчи)?
  5.  Нашло ли отображение в бухгалтерском учете поступление зерна на ток в таком-то периоде?
  6.  Какие записи в счетных регистрах не подтверждены первичными документами?
  7.  На какую сумму и по каким операциям осуществлено документально неоправданное оприходование или списание в расход определенного вида ценностей?
  8.  Какова сумма документально неоправданной выдачи денежных средств из кассы или из подотчетных сумм?
  9.  В соответствии ли с установленными правилами оформлялись первичные и сводные (группировочные и накопительные) документы по конкретным хозяйственным операциям?
  10.  В соответствии ли с требованиями нормативных документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета составлялись бухгалтерские проводки, сторнировочные и другие бухгалтерские записи по учету данных хозяйственных операций?
  11.  Какие отклонения от правил допускались при составлении расчетных и платежных ведомостей, калькуляций и других документов бухгалтерского оформления?
  12.  Соответствовала ли постановка учета и отчетности на складе требованиям специальных правил?
  13.  Какие отступления от правил ведения бухгалтерского учета затрудняли выявление данных о недостаче товарно-материальных ценностей?

Особенности подготовки материалов.

 

На экспертизу должны быть представлены:

  • Постановление (определение) о назначении экспертизы. При формулировании вопросов нужно иметь в виду, что они должны быть:
    •  конкретными – указывать предприятие, материально-ответственное либо должностное лицо, период исследования;
    •  вытекать из представленных на экспертизу учетно-бухгалтерских данных;
    •  не должны носить правовой либо справочный характер -  т.е. экспертное исследование не должно дублировать работу, проведенную ревизорами, а должно изучать отдельные, наиболее сложные и спорные аспекты рассматриваемого дела.
  •  объекты экспертного исследования и иные материалы дела, которые должны точно соответствовать объему поставленных задач, представляться в подшитом и пронумерованном виде с указанием подробной описи содержания. Особенно важно, чтобы представленные на исследование объекты соответствовали данным Протоколов выемки и Протоколов изъятия.

При подготовке материалов (бухгалтерских документов) следует учитывать следующее:

  1.  в связи с тем, что хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета с помощью двойной записи (благодаря чему каждая операция отражается не менее чем на двух счетах) представлять следует документы аналитического учета по всем корреспондирующим счетам;
  2.  документы, фиксирующие хозяйственные операции составляются ,как правило в нескольких экземплярах, в связи с чем по отдельным категориям дел необходимо представлять все имеющиеся экземпляры документа;
  3.  информация о хозяйственных операциях находит отражение в различных видах учетной и иной документации. В связи с этим для получения наиболее полной информации следует помимо первичных бухгалтерских документов представлять и иные материалы, которые можно объединить в несколько групп:
    •  документы-основания (приказы, распоряжения, протоколы, договоры и т.д.);
    •  первичные документы (приходные и расходные кассовые ордера, товарно-транспортные накладные, платежные банковские документы, путевые листы, расчеты налогов и т.д.);
    •  документы регистрации выписки и регистрации исполнения первичного документа (журналы регистрации, книги регистрации, книги учета, описи и т.д.);
    •  документы аналитического учета (карточки, оборотные ведомости, сальдовые ведомости и т.д.);
    •  документы синтетического учета (журналы-ордера, мемориальные ордера и т.д.);
    •  документы сводного учета и контроля, отчетность (главная книга, «журнал-главная», баланс, приложения к балансу, акт сверки взаиморасчетов, инвентаризационные ведомости и т.д.);
    •  иные материалы дела (акты ревизии, протоколы допросов, обысков и выемки документов, техническая документация, устав и другие учредительские документы, учетная и кредитная политика и т.д.) .

В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы помимо указанных выше материалов, в экспертное учреждение представляются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, поступившие в распоряжение органа, назначившего ее, после дачи первичного заключения (сообщения о невозможности дачи заключения).

 

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

©2011 ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России. Все права защищены.