Наверх

Судебные технические экспертизы документов (СТЭД).

 

СТЭД – один из распространенных родов криминалистических экспертиз. Ее предмет составляют факты, связанные с изготовлением документов, изменением их первоначального содержания и возникновением условий, затрудняющих прочтение текстов и иных обозначений, и устанавливаемые на основе специальных познаний в области технико-криминалистического исследования документов в предусмотренном законом порядке.

Экспертизы выполняются в рамках двух экспертных специальностей:

  • исследование реквизитов документов;
  • исследование материалов документов.

Объекты:

  1.  Документы и отдельные реквизиты:
    •  Оттиски печатных форм (типографский шрифт, машинописный шрифт, штампы, печати, компостерные обозначения и др.).
    •  Машинограммы, то есть тексты, выполненные на офисной технике (лазерные, струйные принтеры).
    •  Рукописные тексты (записи в виде текста, подписи, цифровые и иные обозначения).
    •  Фотоснимки на документах
  2.  Предметы (приспособления) для изготовления документов (полностью или отдельных фрагментов) либо для внесения изменений в ранее изготовленные документы:
    •  Печати, штампы.
    •  Печатающие устройства, относящиеся к полиграфической технике.
    •  Печатающие устройства, относящиеся к оргтехнике.
    •  Пишущие машины и другие буквопечатающие аппараты.
    •  Орудия письма (перья, шариковые ручки, карандаши, фломастеры).
    •  Компостеры, перфораторы.
    •  Орудия для уничтожения штрихов подчисткой.
  3.  Вещества для изготовления документов либо для внесения изменений в ранее изготовленные документы:
    •  Основа документа (бумага, картон).
    •  Красящие вещества штрихов и оттисков.
    •  Вспомогательные вещества (клей, сургуч и т.п.).
    •  Корректирующие вещества.
    •  Вещества, закрывающие отдельные фрагменты документа.
    •  Остатки травящих веществ.

Задачи и вопросы:

  1.  Определение способа изготовления документа:
    •  Каким пишущим прибором (шариковой, перьевой ручкой, карандашом) выполнены текст документа либо подпись?
    •  Каким способом изготовлен документ(типографский, ксерокопия, Гознак) ?
    •  Не выполнены ли рукописные записи с предварительной технической подготовкой?
  2.  Установление факта и способа изменения содержания документа:
    •  Подвергалось ли изменению первоначальное содержание документа, если да то каково первоначальное содержание документа?
    •  Каким способом изменено первоначальное содержание документа (подчистка, травление, дописка и др.)?
    •  Не переклеивалась ли фотография на документе?
    •  Не изменены ли данные записи с помощью дописки?
  3.  Восстановление слабовидимых и невидимых записей :
    •  Каково содержание слабовидимых записей?
    •  Каково содержание залитых записей?
  4.  Восстановление первоначального вида документа:
    •  Составляли ли представленные клочки бумаги ранее единый документ?
    •  Составляли ли ранее единую блок-книжку все листы трудовой книжки?
  5.  Определение времени изготовления документа:
    •  Что было выполнено раньше – подпись или оттиск печати или текст?
    •  Соответствует ли время изготовления реквизитов документа (печатный текст, рукописные записи и подписи, оттиски печати) обозначенной на нём дате?
    •  Рукописные записи выполнены до или после образования перегибов бумаги?
  6.  Идентификация орудий, средств, принадлежностей и материалов для изготовления документа:
    •  Данным ли клише, образцы которого представлены, нанесён оттиск печати на исследуемом документе?
    •  На данном ли печатающем аппарате выполнен исследуемый машинописный текст?
    •  Выполнен ли исследуемый документ с использованием представленного комплекса компьютерного оборудования (системный блок, принтер, сканер)? (Данный вопрос решается комплексно с компьютерно-технической экспертизой.)
  7.  Исследование материалов документов:
    • Каково потребительское назначение материалов документов, представленных в виде отдельных частиц и пятен на поверхности объекта, в штрихах и в емкостях, отдельных волокон, пепла, частиц волокнистых материалов, листов бумаги?
    • Нне являются ли представленные фрагменты бумагой, картоном и т.д. ?
    • К какому классу, виду, марке относится представленная на исследование бумага?
    • К  какому виду изделия принадлежит представленный фрагмент бумаги ?
    • Не принадлежат ли сравниваемые фрагменты бумаг одному изделию, партии, продукции одного и того же предприятия ?
    • Соответствует ли материал нормам, принятым для конкретного стандартного документа ?

Кроме того, на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы по установлению:

  •  принадлежности материалов документов определенному объему (массе), выделенному по общности происхождения, по месту изготовления, хранения и использования (продукция одного и того же производственного выпуска, хранящаяся в одних и тех же конкретных условиях, использованная определенным способом);
  •  принадлежности материала документов индивидуально выделенному объему (резервуару пишущего прибора, чернильнице, флакону или иной емкости), фраг¬ментов — одному листу или изделию, в частности тетради;
  •  времени изготовления материала документа.

Особенности подготовки материалов.

 

При назначении экспертизы следователь, судья, прежде всего, должен определить непосредственный объект исследования – конкретный документ, страницу документа или отдельные реквизиты: текст, запись, подпись, оттиск печати и т.п.

Индивидуализация исследуемого объекта в постановлении (определении) о назначении экспертизы обеспечивается путем перечисления реквизитов документа (наименование, номер, дата, номер листа дела). При исследовании фрагмента текста (записи, дописки) определяется их полное словесное содержание и место расположения в документе. При исследовании подписи следует указать фамилию лица, от имени которого она значится, и точное ее размещение в документе (графа, строка, предшествующие слова и т.д.). Исследуемый документ должен быть представлен в подлиннике.

Для решения вопроса о времени изготовления таких реквизитов документа, как оттиск печати и печатный текст необходимо предоставить в качестве свободных образцов какие-либо реальные документы (договора, приказы, счета и т.п.) имеющие дату и оттиск печати, выполненный тем же клише, что и оттиск в исследуемом документе. Если необходимо исследовать время выполнения печатного текста, то документы-образцы должны быть выполнены именно на том же печатающем устройстве и с использованием того же картриджа, что и текст исследуемого документа (на практике обеспечить подбор документов-образцов, выполненных на том же принтере, по ряду причин в большинстве случаев не представляется возможным, поэтому в вопросах постановления/определения рекомендуется не указывать печатный текст в качестве объекта исследования). Документы-образцы должны быть представлены за весь исследуемый период времени (между датой, указанной на документе, и датой предполагаемого выполнения исследуемого реквизита). Предоставлять необходимо только оригиналы документов-образцов. Документы-образцы должны быть отобраны желательно с интервалом не более 1 недели, а в периоды за 3 дня до, и 3 дня после даты, указанной на исследуемом документе, образцы должны быть отобраны за каждый день. Так же можно присылать несколько документов, датированных одним числом. Вероятность решения вопроса о времени выполнения оттисков печатей в категорической форме существенно зависит от количества и качества предоставляемых документов-образцов и равномерности их распределения по датам.

Для решения вопроса о давности выполнения рукописных записей, подписей и оттисков печатей (проводимого в рамках экспертизы материалов документов) необходимо дать письменное разрешение на частичное уничтожение исследуемых документов и образцов путем вырезки части штрихов подписей и штрихов оттисков печатей. В связи со сложностью и трудоёмкостью такого исследования выполнение экспертизы занимает длительный срок (более 30-ти дневный срок).

Для решения идентификационных задач следует представить эксперту идентифицируемые объекты (печати, штампы, печатающие устройства и др.) либо, если это не удается, соответствующие образцы. Если с момента изготовления исследуемого документа прошло много времени (2-3 года и более), на экспертизу целесообразно представлять помимо экспериментальных образцов свободные образцы, относящиеся к предполагаемому времени изготовления документа.

При идентификационных исследованиях документов, отпечатанных на электрофотографических аппаратах (ксероксы, лазерные принтеры), необходимо в качестве сравнительных материалов направлять образцы, отпечатанные на конкретном аппарате примерно в тоже время, что и исследуемый документ, а так же экспериментальные образцы (не менее 10 листов).

В случае установления, выполнены ли записи чернилами из авторучки (конкретной чернильницы), на исследование необходимо направлять все обнаружен¬ные у подозреваемого авторучки, флаконы и иные емкости, содержащие чернила или их остатки, а также документы, которые могли быть выполнены конкретной авторучкой в различное время. Если записи выполнены пастой для шариковой ручки, необходимо представлять также ампулы с пастой или ее остатками.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

©2011 ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России. Все права защищены.