Экспертизы видео- и звукозаписей.
Экспертизы производятся в рамках трех экспертных специальностей:
- исследование голоса и звучащей речи;
- исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей;
- исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей.
Информация, касающаяся особенностей подготовки материалов и назначения криминалистической экспертизы видеозаписей в настоящее время находится в разработке.
Объекты судебной экспертизы видео-и звукозаписей - звуковая (в первую очередь речевая) информация, записанная на магнитной ленте, на носителях цифровой информации (накопители на магнитных дисках, оптические диски, Flash-gfvznm), средства звукозаписи (магнитофоны, диктофоны, микрофоны и др.)
При назначении экспертизы предоставляются объекты исследования: фонограмма устной речи, фрагмент фонограммы, источник звуковой информации, магнитная лента, магнитофон, диктофон и. т. д.
При производстве экспертиз решаются идентификационные и диагностические задачи.
Идентификационные задачи.
Вопросы:
- Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме речь Иванову?
- Какие фрагменты речи принадлежат Иванову?
- Принадлежат ли сигналы, зафиксированные на фонограмме шуму двигателя, сирене, и др.?
- На одном или разных магнитофонах записана представленная фонограмма, каковы их тип, класс?
- Была ли выполнена запись на представленной звукозаписывающей аппаратуре?
Диагностические задачи
Вопросы:
- Сколько лиц участвовало в разговоре, записанном на предоставленной фонограмме?
- Является ли речь, представленная на фонограмме или ее фрагментах, заученной, свободной или прочитанной?
- Каково дословное содержание текста?
- Каковы источники и каков характер звуков, сопутствующих предмету основной записи?
- Была ли выполнена данная магнитная запись при описанных в постановлении (определении) обстоятельствах?
- Является ли представленная магнитная фонограмма оригиналом или копией?
- Подвергалась ли представленная магнитная фонограмма механическим изменениям ( механическому монтажу)?
- Подвергалась ли фонограмма электроакустическому монтажу?
- Какая лента использовалась для записи (новая или бывшая в употреблении)?
- Какие сигналы записаны на представленной фонограмме первоначально, а какие зафиксированы позже?
- С помощью каких методов и средств (звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры) осуществлялся монтаж фонограммы?
- Каковы основные характеристики помещения, в котором производилась запись представленной фонограммы?
- Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?
- В какой местности формировалась устная речь и возможные места длительного проживания лица, речь которого записана?
- Каковы пол, возраст, физические и психические признаки человека, речь которого представлена на фонограмме?
- Каковы некоторые социальные характеристики человека (уровень и направление образования, уровень культуры и. т. п.), речь которого представлена на фонограмме?
- Каково эмоциональное состояние человека в период записи его устной речи?
Особенности подготовки материалов для производства экспертизы.
Для производства идентификационных экспертиз, кроме этих объектов эксперту предоставляются также образцы речи. Образцы речи могут быть свободными и экспериментальными.
Свободные образцы - это записи речи проверяемого лица, выполненные до исследуемой записи и не связанные с обстоятельствами расследуемого события.
Экспериментальные образцы речи - специально выполненные определенными лицами по предложению следователя (суда) с целью использования их в качестве сравнительных материалов для проведения экспертизы.
В целях обеспечения пригодности образцов речи, для сравнительного исследования, их сопоставимости с исследуемой записью необходимо:
- получить сравнительные материалы в аналогичных технических и акустических условиях;
- производить запись необходимо на аппарате, который использовался при записи исследуемой фонограммы, или на аппаратуре более высокого класса, которая имеется в распоряжении следователя;
- обеспечить сопоставимость исследуемой фонограммы и образцов речи, путем установления психологического контакта с проверяемым, точной формулировкой вопросов;
- исключить проникновение в помещение, в котором производится отбор образцов, посторонних шумов;
- запись образцов речи производить не менее 5 минут.
В процессе экспериментальной записи используются следующие формы и способы отбора образцов речи:
- монолог: рассказ по тематике, связанной с содержанием основной фонограммы;
- диалог: запись вопросов следователя и ответов проверяемого. Содержание вопросов следователь (суд) должен заранее продумать, чтобы получить сравнительные материалы, сопоставимые с исследуемой фонограммой;
- чтение текста, аналогичного или близкого по содержанию исследуемой записи.
Чтобы сгладить отличие чтения от спонтанной речи, проверяемое лицо должно многократно (3 - 5 раз) произнести подготовленные фрагменты текста.
При использовании любого способа получения сравнительных материалов важно, чтобы образец имел максимальное сходство с записью речи на исследуемой фонограмме. Следователь должен стремиться к тому, чтобы речь проверяемого соответствовала ей по темпу произнесения, выразительности, проявлению определенных эмоций, тональности.
Необходимо следить, чтобы проверяемый не делал намеренных искажений голоса в целях дезориентации эксперта.
В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть изложены обстоятельства дела, обусловившие необходимость назначения экспертизы, указаны обстоятельства, при которых объекты исследования оказались в распоряжении следственных органов. При описании магнитной ленты нужно указать имеющуюся на ней маркировку, если пленок несколько, то каждую пронумеровать. Когда исследованию подвергается не вся фонограмма, а только ее часть указать конкретную запись, интересующую следствие, номер дорожки и если возможно, по счетчику метража магнитной ленты место расположения звукозаписи, расстояние от ее начала до конца, охарактеризовать подлежащий исследованию фрагмент записи (“от слов....., до слов.....”).
При наличии сведений необходимо отметить:
- данные об аппаратуре звукозаписи (марка магнитофона или диктофона, тип микрофона, скорость записи);
- сведения о личности идентифицируемого: пол, возраст, национальность, образование, места длительного проживания и другие факторы, которые могли влиять на формирование его речи (заболевания, речевые дефекты и др.).
Более подробно с вопросами подготовки материалов для проведения судебной экспертизы видео-и звукозаписей ознакомиться в Пензенской ЛСЭ и по литературе:
- Идентификация человека по магнитной записи его речи. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. МЮРФ, РФЦСЭ, Москва, 1995г;
- Назначение и производство судебных экспертиз. Пособие для следователей судей и экспертов. МЮ, ВНИИСЭ, М., “Юридическая литература”, 1988г.
- Современные методы, технические и программные средства, используемые в криминалистической экспертизе звукозаписей. (Методическое пособие) Каганов А.Ш. (РФЦСЭ), Москва, 2003 год.
- Криминалистическая экспертиза звукозаписей. А.Ш. Каганов. Юрлитинформ, Москва-2005.
Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.